Главная » Закон о СРО нуждается в доработке. — Портал Рамблер-Недвижимость. 15 сентября 2008

Закон о СРО нуждается в доработке. — Портал Рамблер-Недвижимость. 15 сентября 2008

Портал РАМБЛЕР-Недвижимость. 15 сентября 2008 14:55

Закон о СРО нуждается в доработке

На днях Международная финансовая корпорация /МФК/ и Всемирный банк опубликовали доклад «Ведение бизнеса-2009″. Как отмечается в документе, Россия находится на 120 месте среди 181 страны по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Одной из основных проблем специалист по вопросам развития частного сектора МФК Светлана Багаудинова называет сроки получения строительных разрешений: Россия находится по этому показателю практически на последнем месте в мире.

Однако в строительной отрасли России существует еще ряд системных проблем, многие из которых связаны с введением саморегулирования.
Напомним, введение в действие Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» коренным образом меняет систему отношений между бизнесом, работающим в градостроительной сфере, и государством.
В первую очередь, нормативно-правовые акты, определяющие деятельность саморегулируемых организаций, еще не выпущены, при этом 1 января 2009 г. заканчивается время выдачи государственных лицензий. Отсутствие нормативной базы не позволит своевременно организовать деятельность саморегулируемых организаций. 
В регионах нет экспертов, которые могли бы оценивать способность предприятий выполнять полный перечень работ и услуг. Отсутствие в штате саморегулируемых организаций достаточного штата квалифицированных экспертов приведет к безосновательно свободной распродаже свидетельств о допусках к различным видам строительных работ.
Проблемой для представителей среднего и, в особенности, малого бизнеса является существенное удорожание стоимости свидетельства о допуске к работам в сравнении с ценой приобретения лицензии. До конца 2008 г. размер платежей в компенсационный фонд будет составлять 300 тысяч рублей, а с января 2009 г. будет составлять: для лиц, осуществляющих деятельность по инженерным изысканиям и проектированию — 500 тыс. руб.; для лиц, осуществляющих деятельность по строительству — 1 млн руб. Кроме того, каждая саморегулируемая организация вправе определять размер единовременных вступительных и регулярных членских взносов.
Эксперты Союза строительных объединений и организаций (ССОО) считают, что с правовой точки зрения, принципиальным является факт обеспечения имущественной ответственности членов СРО в определенном размере, а не способ ее обеспечения. Поэтому установление ограничений в выборе этих способов (а закон безальтернативно требует формирование компенсационного фонда) — это неправомерное ограничение свободы экономической деятельности (статья 34 Конституции РФ), если не доказана необходимость таких ограничений. 
По мнению специалистов, создание компенсационного фонда саморегулируемой организации может иметь только вспомогательное значение и взносы в него не должны быть выше 100 тыс. руб., как это и предполагалось первоначальной редакцией законопроекта. Поскольку взносы в компенсационный фонд на основании Закона будут равными для всех компаний, то формирование этого фонда будет наиболее обременительно для среднего и малого строительного бизнеса, поддержку которого провозглашает одной из важных целей государство (и развитие которого особенно важно в «депрессивных» регионах). 
Реально вопрос о достаточном уровне имущественной ответственности при ведении строительной деятельности без ущерба для среднего и малого бизнеса может быть решен только путем в корректной форме обязательного страхования такой ответственности. Введение обязательного страхования последовательно отстаивает, в частности, Ассоциация строителей России.
Минимальный порог численности членов саморегулируемых организаций на переходный период должен быть значительно снижен. В действительности пороговая численность СРО должна быть разной для разных регионов, ее установление могло бы стать одним из полномочий субъекта РФ. Кроме того, в условиях сохранения лицензий как формы допуска к ведению строительства до 1 января 2010 г., и при этом достаточно высоких для средних предприятий расходов по обеспечению имущественной ответственности, саморегулируемые организации не только повсеместно не смогут нормально развиваться, но во многих регионах даже и не смогут быть созданы, считают эксперты ССОО. 
Специалисты Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства указывают и на другую сторону проблемы: основой для создания саморегулируемых организаций могут стать крупные предприятия-монополисты, а также предприятия, представляющие интересы региональной элиты. Это усилит монополизацию строительного рынка, сепаратизацию по территориальному и национальному принципу, может привести к выдавливанию предприятий малого и среднего бизнеса с легального рынка строительных услуг. Все это будет означать дальнейший рост стоимости строительной продукции, уменьшение объемов жилищного строительства и рост цен на жилье, а кроме того — искусственно созданную безработицу для нескольких миллионов человек.
Важнейшей проблемой является и то, что институт саморегулирования вводится в момент, когда последовательно ликвидируется система, основанная на наличии СНиПов и ГОСТов, обязательных для исполнения при проектировании и производстве работ. Нет технических регламентов, регламентирующего нормы производства работ, выпуска строительных материалов и их компонентов.
Такой полный уход государства от регулирования градостроительной деятельности приведет к катастрофическому снижению безопасности объектов капитального строительства, что может стать причиной роста числа тяжелых заболеваний, вызванных неблагоприятной средой поселений, и даже человеческих жертв из-за разрушений зданий и сооружений.
Сегодня общественные объединения строителей разрабатывают свои предложения по совершенствованию системы саморегулирования.

Наверх