Главная » Омбудсмен по вопросам ЖКХ Елена Николаева предложила активнее бороться с коммунальными задолженностями

Омбудсмен по вопросам ЖКХ Елена Николаева предложила активнее бороться с коммунальными задолженностями

частники рабочей группы обсудили изменение стоимости услуг ЖКХ на 2017-2019 годы, а также коснулись вопросов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

 «Плата за ЖКХ - один из наиболее актуальных вопросов для малообеспеченных слоев населения из малых городов. Поэтому очень важно, чтобы качество и объём коммунальных услуг соответствовало тем деньгам, которые они платят», - сообщила Елена Николаева. «Большой объем задолженности, к сожалению, не позволяет своевременно и в полном объёме модернизировать отрасль, что в конечном итоге отражается на качестве услуг».

 На сегодняшний день, рост задолженности потребителей за жилищно-коммунальные услуги в России достигла 1 трлн. рублей (191 млрд руб. за электроэнергию, 163,3 млрд. руб. за газ, 220 млрд. руб. за тепловую энергию, 15 млрд. руб. за воду и услуги по водоотведению). При этом в сфере теплоснабжения главными неплательщиками являются не столько жители и промышленники, сколько жилищные организации, обеспечивающие теплом население. 

По мнению бизнес-омбудсмена в сфере ЖКХ Елены Николаевой существует несколько путей решений данной проблемы. 

Во-первых, согласно поручению Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 04 октября 2011 года Правительству Российской Федерации необходимо ускорить принятие нормативных правовых актов, направленных на применение механизма «расщепления» платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги между ресурсоснабжающими организациями и организациями, осуществляющими управление жилищным фондом, его эксплуатацию и обслуживание.

 Принцип расщепления платежей – базовый принцип, на котором должна основываться деятельность всех ИРЦ. Денежные средства граждан будут поступать не на счет управляющих компаний или ИРЦ, а сразу в банк, где в течение суток будут расщепляться и зачисляться на счета получателей – ресурсно-снабжающих организаций. 

Другой вариант решения предлагает Минстрой России: ввести механизм перехода поставщиков энергии, воды, газа на схему прямой оплаты коммунальных услуг. По законопроекту Минстроя, поставщики и собственники помещений в многоквартирном доме будут взаимодействовать напрямую, минуя управляющие компании. Также поставщикам при наличии согласия собственников жилья могут приходить напрямую показания счетчиков. 

В любом случае, в качестве первоочередных мер, по мнению Е. Николаевой, должно стать введение прямой материальной ответственности бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципалитетов за долги региональных и, соответственно, муниципальных бюджетных унитарных предприятий, контролируемых регионами и муниципалитетами. 

Кроме того, необходимо исключить «человеческий фактор» в вопросах учёта коммунальных ресурсов: ключевые количественные и качественные параметры работы коммунальных систем невозможно оперативно контролировать без организации оперативного учета поставляемых коммунальных ресурсов, включая оснащение установленных ранее общедомовых узлов учета системой онлайн передачи данных и диспетчеризации. 

«Только когда мы сможем обеспечить прозрачный и оперативный механизм для начислений платы граждан и контроль качества энергоресурсов, мы добьемся подлинной прозрачности отрасли и повысим эффективность ее работы», - заключила бизнес-омбудсмен по вопросам ЖКХ Елена Николаева.

Наверх