1 канал, Новости. 7 декабря 2008
1 канал, Новости
7 декабря 2008
Какие меры предпринимают власти для защиты граждан в условиях экономического кризиса
Главной экономической темой недели остается тема преодоления последствий мирового финансового кризиса — власти страны предпринимают меры, призванные защитить граждан страны от негативных последствий экономического спада.
Президент России Дмитрий Медведев на этой неделе обсудил с министрами экономического блока правительства, как эти меры выполняются и что еще необходимо сделать, чтобы минимизировать последствия кризиса.
Репортаж Максима Боброва.
На что жалуются в московской мастерской, где шьют шубки и шапки из меха в нынешнем декабре? Оказывается, не на проблемы с кредитами.
Зульфия Абсалямова, предприниматель: «Нам не хватает пока зимы, не хватает морозов».
Главное, что кредитную линию не заморозили. А ведь подумывали уже работников в бессрочный отпуск отправлять. Передумали. А всего-то нужно было 350 тысяч рублей, чтобы докупить сырье и обеспечить людей работой на всю зиму.
Зульфия Абсалямова, предприниматель: «Кредит получили за три дня. Это очень оперативно, очень удобно, получить без поручительства. Приехал представитель из банка, взял наши данные, мы побеседовали, и в течение трех дней вопрос решился».
В Мурманске, в отличие от Москвы, с морозами все в порядке. А вот с кредитами не всегда. Виктор Богатырев выходит из банка не солоно хлебавши. Свой бизнес он начинал с нуля — теплоизоляция, плитка, пластиковые трубы. А сейчас вынужден оставить на предприятии только самых ценных сотрудников.
Виктор Богатырев, директор предприятия: «Надо сохранить костяк, я надеюсь, что через год-два ситуация выправится в обратную, в лучшую сторону».
Проблема в том, что в банках, дающих кредит без залога, процент для Богатырева неподъемный. А где процент приемлемый, не берут в залог его оборудование.
Как добиться, чтобы немалые государственные средства дошли до производителя? Президент требует от кабинета министров конкретных предложений.
Дмитрий Медведев (3 декабря 2008 года): «В результате глобального экономического и финансового кризиса произошло радикальное обесценение активов во всем мире, в том числе и активов наших компаний. Что, естественно, создает для них проблему в получении кредитов. И требует от нас нестандартного реагирования на такие ситуации, в том числе и путем предоставления соответствующих гарантий на определенных условиях».
Алексей Кудрин: «Государство готово выделить лимит до 300 миллиардов рублей на такие гарантии и, если потребуется, мы можем увеличить этот лимит гарантий для коммерческих структур. Действительно, мы пойдем на то, что мы не будем с предприятия брать обеспечение под эти кредиты. Они будут под эти гарантии. Эти гарантии будут дополнять те залоги, которые сами эти коммерческие предприятия будут предоставлять банкам. И мы будем делить риски и с самим предприятием, и с банками, которые будут эти кредиты предоставлять».
Эта схема должна заработать еще до конца года. Другая задача — привлечь сбережения граждан в банки. Хранить деньги в чулке россияне стали в октябре, испугавшись мирового кризиса.
Дмитрий Медведев (3 декабря 2008 года): «Это, конечно, психологически давит на людей, мотивирует их к тому, чтобы забирать деньги. Тем не менее, был предпринят ряд мер. Кроме того, совершенно, очевидно, что какого-то исключительно сложного сценария развития мы сейчас не наблюдаем, что, конечно, внесло определенное успокоение. Я хотел бы знать, как обстоит ситуация сегодня».
Сергей Игнатьев, глава Центрального банка: «Действительно, в октябре месяце был существенный отток вкладов населения из банков, что, конечно, привело к некоторому напряжению в работе нашего банковского сектора. К счастью, ситуация в значительной степени исправилась. По оперативной информации, даже некоторый приток вкладов. Мы рассчитываем, что в декабре этот приток усилится».
Дмитрий Медведев: «Ситуация с оттоком и то, что вы сейчас рассказываете, свидетельствует о том, что доверие к банковской системе, в целом, восстанавливается. Это очень важно для нормального функционирования экономики и, естественно, для существования самой банковской системы».
Тромбы разные бывают. Политики и финансисты сегодня часто оперируют медицинскими терминами. Если банки — кровеносная система экономики, то закупорка финансовых потоков — опасная болезнь. Ситуация неординарная, и реакция на нее должна быть соответствующей. Дмитрий Медведев назвал это «нестандартным реагированием». Те же беззалоговые кредиты под госгарантии ― пример такой антикризисной политики.
Андрей Емелин, исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков:«Центральный банк, надо отдать ему должное, ведет абсолютно заинтересованные, очень оперативные переговоры. Достаточно сказать, что система этого беззалогового кредитования появилась в такие сроки, которые в спокойное время даже и не снились».
Взаимное доверие сейчас не повредит ни заемщикм, ни кредиторам. Те же строители напоминают банкирам: ипотечного кризиса, подобного американскому хаосу на этом рынке, в России не было и нет. У нас и раньше кредиты на жилье брали лишь те, кто реально мог их отдать. Тем, кто сегодня потерял работу, с долгами по ипотеке готово помочь государство. А сами застройщики должны сокращать издержки.
Елена Николаева, президент национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства: «Кризис для нас действительно будет стимулом, чтобы сократить, как мы их называем, непроизводственные расходы. Что касается стройматериалов, действительно были завышены цены в силу монопольной составляющей. Кризисный период повлияет на то, что цены на стройматериалы пойдут вниз. Следовательно, цена квадратного метра, будущего, построенного, будет ниже, чем сейчас».
Инфляция, несмотря на мрачные прогнозы, в этом году, судя по всему, не превысит 13 %. Это все равно много, признают в правительстве, и обещают в следующем году бороться с дороговизной более эффективно. Между тем российская экономика и в условиях мирового кризиса продолжает расти.
Игорь Шувалов (1 декабря 2008 г.): «Несмотря на то, что ситуация в целом непростая, российская экономика демонстрирует позитивные темпы роста. К настоящему моменту темпы роста порядка 7,5 %, это последняя статистическая отчетность».
Дмитрий Медведев: «Именно 7,5, потому что некоторое время назад, там наметилось вроде бы снижение».
Игорь Шувалов: «Абсолютно верно, но у нас сначала темпы роста были немного выше, затем падение, и вот последняя статистическая отчетность более обнадеживающая. По большому счету, все макропоказатели, которые мы планировали в начале 2008 года, или о которых мы говорили в конце 2007 года, они выполняются».
В 2009 году рост ожидают скромнее нынешнего: глобальный кризис не может не сказаться. Наступающий год потребует напряжения сил.
Дмитрий Медведев: «Понятно, он будет не самым легким, но мы должны все-таки минимизировать проблемы, связанные с глобальным финансовым кризисом для наших основных отраслей. Кроме того, очень важной является ситуация в социальной сфере. Мы должны контролировать параметры безработицы в стране, мы должны думать, естественно, о том, чтобы максимальным образом сохранить все те достижения, которые были за последние годы, индексировать пенсии, пособия, которые выплачиваются».
Об антикризисных мерах президент говорил и с министром промышленности и торговли Виктором Христенко. В частности, Медведева интересовала ситуация в черной металлургии.
Виктор Христенко: «Черная металлургия, о которой вы вспомнили, наверное, наиболее уязвимая отрасль, особенно для России в силу того, что половина продукции черной металлургии — это экспорт, основные действия, которые сегодня предпринимает правительство, связаны с поддержкой инвестиционных программ, основных наших инфраструктурных монополий, поскольку в значительной степени и государственный спрос, и спрос крупнейших российских компаний, он является тем локомотивом инвестиционного спроса, который для металлургов, будь то трубы для трубопроводной отрасли, или рельсы для железнодорожной отрасли, или строительные конструкции».
Дмитрий Медведев: «Мы в текущей ситуации не должны увлекаться тем, что мы уже приняли, если мы видим, что какая-то мера не срабатывает, или является неэффективной и недостаточной, мы должны быстро принимать другие решения. Так поступают и в других странах, и нам не нужно цепляться за ранее принятые решения, за существующие схемы, наша задача помочь нашей промышленности, нашему оборонно-промышленному комплексу, торговым сетям, которые являются кровеносными сосудами, обеспечивающими по сути население всем необходимым, и здесь нечего стесняться, здесь нужно сразу же вносить какие-то предложения, если мы убеждаемся в их необходимости».
Ульяновск, предприятие пищевой промышленности. На складских воротах ― замок. Люди каждый день приходят на работу, ведь формально их никто не увольнял. До внятных объяснений начальство не снизошло.
Люди обратились в областную инспекцию по труду и получили ответ: действия руководства завода неправомерны. Теперь слово за судом. А работники тем временем требуют зарплаты за ноябрь.
Жестко контролировать ситуацию с выплатами заработной платы, не допускать здесь произвола недобросовестных работодателей потребовал от правительства президент.
Дмитрий Медведев (1 декабря 2008 г.): «Мы проходили это в 90-е годы, и в этой ситуации мы должны сделать все, чтобы проблемы такого порядка не коснулись наших граждан. Если где-то возникают эти проблемы в региональном разрезе или даже на уровне крупных предприятий, нужно вмешиваться и заставлять платить деньги. Я понимаю, что это не всегда легко, но тем не менее, затраты на оплату труда, они должны все-таки прежде всего накапливаться самими акционерами, собственниками или же оплачиваться государством, в том случае, кода речь идет о государственных структурах. Поэтому вопрос по оплате труда и недопущению накопления задолженностей, я хотел бы, чтобы вы тоже держали в зоне своего постоянного внимания. Это очень важно».
Кризис кризисом, а национальные проекты, напомнил Дмитрий Медведев, никто не отменял. Образование, медицина, доступное жилье, сельское хозяйство. В конце года президент намерен провести заседание Совета по нацпроектам. Речь идет о том, чтобы не только сохранить набранный темп, но и увеличить его.